Психология и Этика Деловых Отношений Лекции


Проблема общения в истории философско-этической мысли
Июнь 15, 2015 – 07:25
Лекция для руководителей МВД

Проблема общения в истории философско-этической мысли

Этика как практическая, или моральная, философия с самого возникновения в той или иной степени затрагивала проблемы природы, сущности и роли общения в жизни человека и общества, хотя эта проблематика и не была в центре внимания философов. Понятия общения в современном его понимании формировалось постепенно, а философы и моралисты, затрагивавшие проблемы общения, использовали близкие ему по смыслу слова "разговор", "беседа", поведение и т.п. Наверное, они очень бы удивились, что темой их философских размышлений является общение, подобно тому, как персонаж пьесы Ж.-Б. Мольера "Мещанин во дворянстве" — Журден был весьма удивлен, узнав, что он более сорока лет говорит прозой.

В античной этике проблемы общения в той или иной форме обсуждались в рамках общефилософских систем. Создатель этического идеализма Сократ рассматривал общение как диалог, взаимный разговор, в ходе которого осуществляется совместный поиск истины. Его знаменитый ученик Платон оценивал общение как благо, которое способствует познанию себя и других людей, познанию истины.

Подобно Платону, этический смысл понятию "общение" (от др.-греч. homilia — речь), придавал и Аристотель в произведении "Никомахова этика", первом систематическом изложении основ этики. Он утверждал, что "...существует известная пристойность в общении: что и как следует говорить и соответственно выслушивать". Добродетелью в общении для него выступает дружелюбие. Общение признается благом, к которому следует стремиться, а сама потребность в общении является основой .тля возникновения искусства, культуры, языка.

Обратим внимание на то, что и Платон, и Аристотель признавали общение благом, а благо — это категория этическая.

В философии Средневековья проблемы общения не носили самостоятельного характера и рассматривались исключительно в рамках религиозного мировоззрения.

Так, в христианской философии проблемы общения прямо и непосредственно связаны с христианской этикой, особенностью которой, как отмечает А. А. Гусейнов, является то, что "она не говорит, что и как делать, не предписывает поступков, а ограничивается указанием пути".

В отличие от Ветхого Завета, согласно которому Моисею самим Богом были даны десять заповедей, предписаний ("Не делай себе кумира...", "Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе...", "Не убий...", "Не укради...", "Не сотвори прелюбы..." и т.д.)...

Source: studme.org
Вас может заинтересовать
Ирина Камаева. Психология
Ирина Камаева. Психология ...
Корпоративная этика. Лекция 2
Корпоративная этика. Лекция 2 ...
Похожие публикации